Всего 6882105
30 дней 74251
24 часа 2856


Журнал "Смена", октябрь 1964 года

Об этом номере популярного молодёжного журнала «Смена», вышедшем в октябре 1964 года есть на страничке Нины Толмачёвой в разделе «ОСТРОВ СОКРОВИЩ». Хочется ещё раз от всей души поблагодарить дорогую Нину Александровну, бережно сохранившую этот драгоценный журнал.

Вот статья из него, рассказывающая о МУСЛИМЕ МАГОМАЕВЕ в самом начале его творческого пути. Думаю, не имеют значения маленькие неточности, обнаруживающиеся в содержании статьи. Важно, что автор понял в своём Герое главное, и всё предсказанное сбылось!

ПЕСНЯ ДЛЯ НАС

Виктор Снигирев

Такой лаконичной афиши в Москве не видели давно: Дворец спорта – концерт Муслима Магомаева. Надо быть очень большой знаменитостью, чтобы так спокойно и коротко сообщили о твоём намерении предстать перед залом на 17 тысяч зрителей. Американский балет на льду, выступавший в том же зале, рекламировал себя куда более громко, но билеты всё-таки были. На два концерта Магомаева билеты были распроданы полностью, и их ещё не хватило.

Знаменитости 22 года. Знаменитость – симпатичный и очень скромный юноша в черной рубашке и синих джинсах, типичный студент по внешности и по манерам. Солист Азербайджанского театра оперы и балета комсомолец Муслим Магомаев ещё не привык к интервью, ещё не умеет говорить гладкие фразы «о своих творческих планах», да и «план» у него всего один:

- Я очень хочу петь как можно больше и как можно лучше. Потому что я очень люблю петь.

И чем больше Муслим поёт, чем известнее становится, тем больше занимается, «чтобы петь лучше». Полуанекдотический тип надутого «любимца публики», отупевшего от славы «оперного премьера», отошел в прошлое. Наши новые оперные «звезды», а их сейчас вспыхнула целая плеяда, - это такие же молодые специалисты, каких можно встретить среди геологов, конструкторов или физиков.

И все же Муслима Магомаева в его 22 года можно назвать оперным премьером и любимцем публики, только без кавычек. Спросите на радио, спросите на телевидении. Вам расскажут, сколько тысяч писем приходит с просьбой «Завести» полюбившегося артиста. Но вам тут же скажут, что стоит артисту зазнаться, начать халтурить, пренебрежительно относиться к тем, кому адресовано его искусство, количество писем резко падает. Сегодня почта Муслима Магомаева бьет рекорд, и в Муслиме есть что-то такое, что внушает уверенность: это надолго.

Муслим с рождения был «посвящен» музыке, но никто не ожидал, что он станет певцом. Азербайджанская государственная филармония в Баку носит имя Муслима Магомаева: это его дед, замечательный азербайджанский композитор, автор первых национальных опер. И маленького Муслима начали, разумеется, учить музыке. Вокруг – артистическая среда, внимание к каждому шагу мальчика, но жизнь не была лёгкой. Год рождения 1942-й. Война. Отец – художник. Но в те суровые годы он стал солдатом. Мать – актриса, она все время занята, все время в разъездах.

Мальчик учился играть на рояле, а чувства, которые зрели в сердце, искали ещё и другого выхода – искали более непосредственного выражения. Вот тогда он запел. Ещё не думая о пении как о профессии. Рядом с музыкальной школой – клуб моряков; здесь состоялся певческий дебют Муслима: очень хотелось спеть для собравшихся здесь замечательных людей.

Муслим все ещё занимался на фортепьяно и пробовал силы в сочинении музыки, но пение увлекало всё больше и больше. Любителям музыки нравился его красивый голос, а ему самому нравилось, что от хорошей песни люди становились бодрее, жизнерадостнее.

- Мне нужно донести до слушателя не голос, а исполняемую вещь, - говорит Муслим. Это – желание активно воздействовать на людей. С этого желания и начинается искусство. Но голос – тонкий и сложный инструмент, и чтобы владеть им, мало желания и мало природной одаренности. Нужен умный педагог, тонко чувствующий индивидуальные особенности «материала». Муслиму поставила голос преподавательница Бакинской консерватории Сусанна Микаэлян, и сделала это мастерски. С. Микаэлян научила его понимать свой голос, свободно владеть им, не быть его рабом. Потому-то певец и может теперь позволить себе думать не о голосе, а о пении, о смысле исполняемой вещи.

В восемнадцать лет Муслим начал работать, как профессиональный певец с эстрадным оркестром. Простые песенки. Веселые и грустные. С них начался успех. И, конечно, первой заметила Муслима молодёжь. Простой парень, сверстник. Он такой же, как мы, и он поёт для нас.

Комсомол послал Магомаева на Всемирный фестиваль молодёжи в Хельсинки. В финской столице певец из Азербайджана на четырех языках пел песню «Хотят ли русские войны». Он не думал о голосе. Он думал о войне и мире. «Спросите тех, кто воевал…» - он спрашивал отца, которого ему не довелось увидеть. Он пел «Бухенвальдский набат» . Он призывал молодёжь всей земли: берегите мир.

Магомаев вернулся из Хельсинки лауреатом. В Баку он продолжает учиться в консерватории одновременно поступает на работу в оперный театр. Начинается новая жизнь. Молодой оперный артист зарабатывает гораздо меньше, чем солист эстрадного оркестра, но это не было для него определяющим. Труднее другое: после залитой огнями эстрады, где ты центр внимания, а поёшь порой несложные по музыкальному материалу песни, которые легко усваиваются слушателями, нелегко привыкать к исполнению второстепенных ролей в оперных спектаклях, где иногда на твою долю приходится лишь небольшой речитатив. Но хорошо исполнить этот речитатив в ансамбле других солистов, хора и оркестра – задача куда более сложная, чем сделать эффектный «номер» на эстраде. В музыкальном развитии артиста-певца эти трудности как раз и означают шаг вперед, и даже не один шаг, а целый этап.

У Муслима – настоящий оперный голос, и хотя он по-прежнему любит популярные песни и будет их исполнять всегда, только в опере он может дать всё, на что способен. А это и есть его цель. Не довольствоваться славой, первым признанием, а постоянно совершенствоваться.

Недавно Муслим получил замечательный подарок: его в числе других советских молодых певцов послали учиться в Италию, на стажировку в знаменитый миланский театр «Ла Скала». Теперь Муслим много и с увлечением рассказывает об итальянской архитектуре, которая его пленила, о живописи великих мастеров, которой он восхищался в музеях, о природе Италии, и ее приветливом народе, но главное он оставляет под конец:

- в «Ла Скала» великолепные педагоги. Они очень внимательно отнеслись ко мне. У меня расширился диапазон голоса, а специальные упражнения дали мне возможность без особого напряжения петь подолгу.

Знали бы вы, как дорожит Муслим этой возможностью! Молодой человек с широким кругом интересов, любитель литературы, живописи, спорта, он, тем не менее, хотел бы петь с утра до ночи. Заставить его петь «на бис» проще простого.

- Особенно я люблю петь для молодежи, для студентов. Полное взаимное согласие. Телефон у Муслима звонит беспрерывно. Его зовут в десятки городов сразу. И он хотел бы побывать всюду, куда его зовут, но…

- Надо ещё заниматься.

Всесоюзная слава пришла к Муслиму, как известно, после азербайджанского концерта в Кремлёвском Дворце Съездов, который передавался по телевидению. Вскоре состоялся и первый сольный концерт Магомаева в Зале имени Чайковского. Был большой успех. Но были и критические замечания. Муслим помнил их, когда отправился в Италию, помнит их и сегодня. А если бы замечаний не было, то один суровый критик у Муслима есть всегда – это он сам.

Прошло совсем немного времени с тех пор, как Муслиму начали поручать роли в оперных спектаклях, а он уже исполнитель главных партий в Бакинской опере. Такие взлёты не все переносят легко. Слава опасна. Даже не тем, что она может «испортить», а тем, что она может пройти, как проходит мода. Что тогда? Человек, который жил своей славой и больше ничего не имел за душой, становится смешным и жалким.

Муслим Магомаев не живёт славой, поэтому ему она не опасна. Он живёт своим искусством, своей любовью к людям и пению, своей любовью к артистическому труду. Как бы мы с вами ему не аплодировали, какими бы похвалами его ни награждали, - он всегда будет стремиться отдавать больше, чем получает. Он молод, у него ещё всё впереди. Значит, и у нас с вами впереди новые встречи с человеком, который любит петь для нас.

МУСЛИМ

Фото с обложки журнала "Смена" номер 20 октябрь 1964 года

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru