Всего 6882123
30 дней 74307
24 часа 2872


"Снесу любую боль...."

  Галина Голованова:

 "СНЕСУ ЛЮБУЮ БОЛЬ, ПОЙДУ НА БОЙ С СУДЬБОЙ…»
 
Скоро год, как не стало Великого Певца, народного артиста Советского Союза Муслима Магометовича Магомаева…А боль от этой страшной потери не утихает в сердцах миллионов Его поклонников и не утихнет никогда. Его смерть словно пробудила многих людей старшего и среднего поколения от нравственной спячки и воскресила в памяти лучшие минуты их жизни. А молодежь впервые (!!!) услышала это гордое и прекрасное Имя – МУСЛИМ МАГОМАЕВ. В СМИ и Интернете появилось огромное количество статей, воспоминаний, стихов, посвященных памяти Муслима Магометовича. Столько слов любви и поклонения Великому Артисту и Человеку, что, услышав бы их при жизни, как сказал Ю.Николаев, Муслим бы не умер…Часто повторялись слова, что Магомаева  любили все, что Его любили «и в хижинах, и во дворцах»,у нас в Советском Союзе и за рубежом. Да, это так. Муслим Магомаев – первый кумир советской эстрады, Его имя давно стало легендой. Никто из артистов не имел такой славы как Магомаев. Вся страна льнула к телевизорам, когда показывали сольные концерты Муслима Магомаева, Его выступления на «Огоньках» и «Песне года».

Шестидесятые годы – золотое время советской эстрады. Появилось много молодых талантливых артистов. И самым популярным, самым любимым был Муслим Магомаев. Высокий, стройный, ослепительно красивый, загадочный, изысканный, с необыкновенным голосом Он был первым секс-символом СССР. «Дитя оттепели»,- так назвал Его кинорежиссер Е.Матвеев.

Но несмотря на огромную славу и всенародную любовь, Муслим Магометович в полной мере испытал интриги чиновников, травлю в прессе, зависть некоторых коллег, предательства так называемых «друзей»…Однажды после выступлений на 50-тысячных стадионах певцу заплатили то, что Он заработал. Это вызвало гнев Министерства культуры. Магомаеву запретили год выступать с концертами. И тогда же, в 1967 году в прессе была организована травля Муслима Магомаева. Появились мерзкие статьи, вроде статьи Н.Вербовой в журнале «Советская музыка».О певце распускались самые нелепые слухи…Эта травля была такой, что могла сломать и уничтожить любого артиста и человека. Но Муслим выдержал этот удар достойно, хотя несправедливая и предвзятая критика глубоко ранила Его. Советские чиновники от культуры сломали Ему мировую карьеру, отбирали заработанные гонорары, не дали Государственную премию. Некоторые представители столичной оперной «элиты» не принимали Его трактовку классической музыки, их шокировало соединение в одном концерте классики и эстрады. А сейчас это делают во всем мире! Именно благодаря концертам Магомаева тысячи и тысячи людей приобщились к классической музыке.

Многие советские артисты эмигрировали на Запад. Все могли уехать (по своей воле или не по своей),только один Муслим не мог. Он, который мог затмить всех западных «звезд», не мог подставить под удар своего дядю, постпреда Азербайджана в России.

В этом году исполнилось 40 лет победы Муслима Магомаева на 9 Международном фестивале в Сопоте и победы на фестивале МИДЭМ в Каннах. На последнем Муслим получил свой первый золотой диск. В своей книге «Любовь моя – мелодия» Муслим Магометович пишет, что 2-ой золотой диск Он получил в 1970 году, но оба эти диска у Него забрала фирма «Мелодия». Диски хранились у директора фирмы В.Сухорадо. Один диск даже сломали. Муслиму Магометовичу обещали вручить эти диски в …1992 году, но так и не вручили…Несколько лет назад В.Сухорадо умер. Где теперь золотые диски Муслима Магомаева, вряд ли кто знает…На фестивалях в Каннах Муслим Магомаев обошел таких мировых «звезд» как «Битлз», А.Челентано, Т.Джонс, М.Матье, С.Адамо.

А позорная для нашей культуры история с Гос.премией 1986 года?! Тут, конечно, вмешалась политика. Это было направлено против  Г.Алиева. Иначе это ничем нельзя объяснить. У меня хранится газета «Известия» 1986 года с именами выдвинутых кандидатов – так среди них есть совершенно не известные имена ни тогда, ни сейчас. А кто же был более достоин этой премии, как не Муслим Магомаев?!

 
 
 В начале перестройки – конец 80-х –начало 90-х годов- многие представители столичной творческой интеллигенции объявили себя «жертвами советской власти», «тоталитарного общества», «застоя» и т.д. Писатели, артисты, режиссеры взахлеб рассказывали, как их притесняли, запрещали…Возможно, так и было. Но в те же годы началась кампания против тех артистов, писателей, режиссеров, кто был популярен в советское время. М.Магомаев, конечно, был в их числе. В интервью газете «Советская культура» от 18 мая 1991 года Муслим Магометович сказал, что Ему некоторые коллеги говорят, что, мол, «ты-то процветал»…Точно ставили Ему в вину Его огромную славу и любовь народа.

И вот наступили перестроечные времена, а затем развал СССР, уничтоживший десятки тысяч жизней и сломавший судьбы миллионов людей.1988 год – начало карабахского конфликта, фактически армяно-азербайджанская война, поражение Азербайджана, потеря Карабаха, миллион беженцев. Далее резня в Сумгаите и Баку, запоздалый ввод войск, Ходжалинская трагедия, многочисленные жертвы, бегство некоренных народов… И как следствие – расцвет национализма в бывших советских республиках. Каково было Муслиму Магометовичу, Народному артисту Советского Союза - видеть ВСЕ ЭТО???!!! Мы даже представить себе не можем…А то, что песни А.Бабаджаняна Он уже не мог исполнять в Москве и Баку( в провинции-то Он их пел),так как Ему сказали ,что «народ не поймет»…Это хуже всякой цензуры.

90-е годы стали годами забвения многих артистов. Невостребованность, тяжелое материальное положение, презрительное отношение власти и СМИ ко всему советскому, как они говорили – «совку». Это была умышленная политика – заставить народ забыть ВСЕ ХОРОШЕЕ, что связывало с прошлой жизнью, и навязать новые ориентиры – культ денег, успех ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ, вседозволенность, выдаваемая за «свободу и демократию», полное отсутствие морали. В этих условиях «дикого капитализма» у творческой интеллигенции был выбор – уехать за границу или приспосабливаться к нынешним реалиям. Многие уехали за рубеж, но только единицы оказались там востребованы и такого успеха, как на родине, уже не имели. Некоторые потом вернулись. При этом власть всячески заискивала с уехавшими на Запад писателями, артистами. А те, кто не бросил Родину, кто пережил вместе с народом самые тяжелые годы, оказались не у дел. Многие творческие коллективы прекратили свое существование, в том числе и Азербайджанский государственный эстрадно-симфонический оркестр, которым с 1975 по 1989 годы руководил Муслим Магомаев, и в котором  работали лучшие джазовые музыканты СССР.

Уровень эстрады, поднятый Муслимом Магомаевым на мировую высоту, рухнул. Советская эстрада умерла, появился шоу-бизнес, точнее «попса». Высокая культура, профессионализм, художественный вкус оказались никому не нужны. Артистам оставалось либо идти на поклон к тому или иному продюсеру, либо исчезнуть с экранов, эфиров и концертных площадок. За появление в эфире нужно было платить..О каком ИСКУССТВЕ тут можно говорить?! Меня удивляет, как быстро наша публика забывает своих кумиров, когда появляются новые, раскрученные лица. В одном интервью Муслим Магометович сказал, что народ на улицы не выйдет с плакатами: «Верните нам Магомаева!» 20 (!!!) лет по телевидению не показывали Его сольные концерты…Вот и дошло до того, что когда Он умер, молодежь спрашивала: «А кто такой Магомаев?» При этом они знали Кобзона и Лещенко. Откуда же молодежи знать, если не показывали даже старые записи Муслима Магомаева???!!! Канал «Культура» вел себя точно  так же, как все остальные каналы. Я помню, как-то в 90-годы мелькнула по телевидению пресс-конференция М.Магомаева и С.Бэлзы. Муслим Магометович сказал, что Ему теперь сложно появляться в эфире – Он приходит, а там «какие-то нервные редакторы»…ОН НИКОГДА И НИ У КОГО НИЧЕГО НЕ ПРОСИЛ. Из эфира постепенно исчезли записи Муслима Магомаева. Долго не выходили Его компакт-диски. Передачу «В гостях у Муслима Магомаева» закрыли, как закрыли и передачу «Миниатюра», которую вела Тамара Синявская. Передачу М.Магомаева и С.Бэлзы об Артуро Тосканини мы так и не увидели…Издания своей книги «Великий Ланца» Муслим Магометович ждал 4 (!) года, и то деньги дал Азербайджан. Это невероятно, но за 50 лет творчества (и КАКОГО!!!) о Муслиме Магомаеве не было написано НИ ОДНОЙ книги… Пока Он сам не написал о себе. Да, были сотни, может, даже тысячи статей, но ни одной книги…

50-летний юбилей Великого Певца прошел почти незаметно – по центральным каналам ТВ его не показали, а показали по какому-то недоступному для большинства зрителей каналу. Никаких наград Он от президента Б.Ельцина не получил ни в 1992,ни в 1997 годах.

Только в последние годы СМИ спохватились и стали снимать фильмы о Муслиме Магомаеве (и то после того, как Он создал свой сайт). Спасибо Леониду Парфенову, он первым в постсоветское время – в 1993 году - снял передачу «Портрет на фоне. Муслим Магомаев». Спасибо Андрею Караулову, он единственный из журналистов затронул тему травли и умышленного забвения Муслима Магомаева в СМИ.

То, что Муслим Магометович создал Персональный сайт – это Великий Подвиг. Он пробил стену молчания и прорвался к части своей публики (увы, к сожалению, далеко не все имеют компьютеры, особенно старшее поколение…). О художественной ценности и огромном просветительском и нравственном  значении сайта Муслима Магомаева пусть напишут те поклонники, кто был там все эти годы. У меня, к огромному сожалению, не было такой возможности… Простите меня, дорогой Муслим Магометович…

В песне «Гордость» Вы пели: «Снесу любую боль, пойду на бой с судьбой, но только гордой будь, весна. Ты гордой будь, моя весна!»

 
 Автор высказал только свою точку зрения. Галина Г.
2009 год.
 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru