Всего 6881906
30 дней 74125
24 часа 2754


Кино

4 января 1964 года Бакинская телестудия показала зрителям недавно снятый фильм «ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, МУСЛИМ!» Не только название фильма, но также и дата его телевизионной премьеры не были случайностью. На следующее утро герой фильма улетал в Москву, чтобы отправиться оттуда на стажировку в знаменитый оперный театр «Ла Скала». Вот так тепло и сердечно, как заботливая мать, провожала родная республика в далекие края своего талантливого и любимейшего сына.

«ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, МУСЛИМ!» стал первой встречей Муслима Магомаева с кинематографом.

… Муслим уехал в Италию, но слава его была уже настолько велика, что ей «не мешало» даже и отсутствие Артиста в стране. Не проходило дня, чтобы его дивный голос не звучал по радио. Телевидение все чаще показывало его записи, а по возвращению со стажировки не было отбоя от предложений о выступлениях и гастролях. Заинтересовались юношей и кинематографисты. И это тоже не случайно. Прекрасный певческий талант Муслима Магомаева счастливейшим образом сочетается с талантом актерским, а также и замечательными внешними данными. Природа щедро одарила Артиста многими талантами и восхитительной красотой.

На рубеже 1965-66 годов у Муслима были длительные гастроли по городам Сибири и Дальнего Востока, а по возвращению в Москву его ожидало предложение режиссера Горрикера, начинавшего работать над экранизацией оперы Даргомыжского «Каменный гость». «Московская правда» от 27 марта 1966 года тотчас откликнулась статьей с заголовком: «Муслим Магомаев снимается в кино». Корреспондент газеты встретился с Артистом в студии телецентра на Шабаловке, где в то время записывали «Голубой Огонек», на котором Певец исполнял «необычную» песню – песню без слов, «Вокализ» на музыку Аркадия Островского. В перерыве съемки Муслим дипломатично поделился с журналистом, что роль в «Каменном госте» нравится ему музыкальной частью и тем, что она интересна актерски.

Однако у Певца возникли серьезные сомнения по поводу предложения режиссера. Позднее, вспоминая об этом в своей книге, Муслим Магометович напишет так: «Кинорежиссер Г. Горрикер разыскал меня через постпредство Азербайджана. Он хотел, чтобы я снялся в фильме «Каменный гость» по опере Даргомыжского и «Маленьким трагедиям» Пушкина. Дядя Джамал, зная мою любовь к Пушкину, к опере, радостно поспешил сообщить мне об этом. Я разделил его радость, но задумался: Даргомыжский написал партию Дон Жуана для тенора, а я баритон. Кроме того, известно, что блестящий повеса Дон Жуан был далеко не мальчик. Я же в 23 года выглядел моложе своих лет – худющий, длиннющий, тонкошеий… Режиссер Горрикер приехал к нам домой. В беседе выяснилось, что нет никаких проблем- Дон Жуана можно омолодить, получится молодой, да ранний. Я согласно кивал, потом спросил: «А как быть с диапазоном?» Режиссер и тут нашелся: обещал снизить голос героя. И возраст вниз, и голос – вниз. Хорошо, партию тенора можно транспортировать до баритона, а что делать с партией Лауры, с меццо-сопрано? Куда же ниже? Ниже идут уже мужские голоса. Не забасит ли Лаура? Режиссер, как ни в чем не бывало, парирует: «Мы и с Лаурой что-нибудь придумаем». Я понял, что у него своя задача – сделать ставку на популярное имя, чтобы народ пошел на фильм-оперу. Мне очень не хотелось отказываться – все-таки фильм музыкальный, это мое. Но решил отказаться – по причине музыкального модернизма режиссера».

Несколько лет спустя поклонники Певца узнали о ещё одном отказе… В известном интервью Муслим Магомаев на вопрос корреспондента рассказал о своем отказе на предложение сняться в роли Вронского в фильме «Анна Каренина». Признаться, сообщение об отказе от роли весьма огорчило многочисленных поклонников Артиста. Фильм вышел на экраны, на него ходили ещё и потому, чтобы посмотреть, как «справился» Василий Лановой с ролью, в которой мог бы сниматься… Муслим Магомаев. Чувство сожаления о несостоявшейся встрече на киноэкране с любимым Певцом осталось и доныне.

Сам Муслим Магометович вспоминает об этом так. «Однажды пришло письмо от режиссера Александра Зархи. Появилась возможность обессмертить себя в роли Вронского в «Анне Карениной». Я был обескуражен, зато дядя Джамал был от радости на седьмом небе. Но я опять крепко задумался: Зархи – режиссер маститый, рисковать не будет. А материал роли – это же с ума можно сойти! Сам Лев Толстой! Потом к сомнениям добавился страх: это сколько надо смелости, даже нахальства, чтобы головой – да в классический омут?! Теперь-то я знаю, что отвело меня от «беды» - дилетанство! Например, я всегда любил и до сих пор люблю рисовать и лепить. Но чтобы перейти к живописи мне потребовалось много лет. Одно дело любить это – любишь и люби, тешь душу, отдыхай за мольбертом. И это вовсе не значит, что ты должен замахиваться на выставки и называть себя художником – профессионалом. Так и кино. Зачем на экране быть дилетантом, если ты умеешь другое, причем, лучше других, то чему учился и в чем преуспел? Поэтому в случае с Зархи дело не дошло даже до проб…»

С утверждением о «дилетантстве» очень хочется поспорить. Сыгранная позднее Певцом драматическая роль в сложном философском фильме Эльдара Кулиева, актерский талант на музыкальной сцене – все это и многое другое - серьезные «аргументы» спора. Но… «жизнь невозможно повернуть назад»…

Позднее, из книги Муслима Магомаева стало известно, что он отказался и ещё от целого ряда работ в кино. «Мои актерские отношения с кинематографом напоминают сказку про Колобка: я от дедушки ушел, я от бабушки ушел…», - пошутил Муслим Магометович на страницах книги.

Следующим был отказ от съемок в фильме «Земля Санникова», где Муслиму Магомаеву предложили главную роль. Вспоминается, как вышел этот фильм на экраны. Красивая музыка Александра Зацепина, прекрасная операторская работа. Корабль, как в вечность, плывущий в неизвестность – волнующая романтикой и смелостью история. «Безумству храбрых…» Даже спустя годы нетрудно представить знакомые кадры фильма, и какое-то особенное волнение от встречи с ним …

«Ещё, как птица, хочу подняться

В крутое небо я иногда,

И сердцу снятся, как в детстве снятся

Другие страны и города…»

Фильм запомнился. Его хотелось смотреть снова и снова. Запомнились и песни, хотелось вновь и вновь слушать их. И вместе с тем, множество раз приходило сожаление… Ах, если бы… Если бы эти яркие, мелодичные, такие красивые песни исполнял любимый Артист! Теперь, выходит, что сожаление возникало не на пустом месте. Видимо, срабатывало то, что именуется интуицией… Значит, могло быть, и так, что песни эти звучали бы в исполнении Муслима Магомаева. Представляю, как был бы счастлив композитор!

«Лунная серенада» из кинофильма «Белый рояль» в исполнении Муслима Магометовича – само очарование, фантастическая красота! И «Гюльнара»! Восхитительная аранжировка, неповторимый, истинно восточный колорит! А, уж, о том, как могли бы быть счастливы зрители, даже и говорить не приходится.

Конечно, можно возразить, мол, все состоялось, и давным-давно пора успокоиться, но… как в песне из фильма «Земля Санникова»:

«Вечный покой сердце, вряд ли, обрадует,

Вечный покой – для седых пирамид,

А для звёзды, что сорвалась и падает,

Есть только миг, ослепительный миг!»

… Леонид Гайдай предложил Певцу попробоваться на роль… Остапа Бендера. Трудно понять «логику» этого предложения, от которого Артист, разумеется, отказался даже и без раздумий, но нельзя не согласиться, что в этом приглашении серьезное признание актерского таланта Певца знаменитым режиссером.

А вот роль поэта Гервега в фильме Григория Рошаля «Год, как жизнь» Муслим Магометович чуть было не сыграл. Во всяком случае дело дошло до пробы. Сравнив фотопробу, режиссер нашел поразительное сходство Артиста с героем своего будущего фильма, романтиком-мечтателем. Однако, на поздравления со студии по поводу утверждения на роль, Муслим Магометович все-таки ответил отказом.

Отказался он и от участия в оперетте Кара Караева «Неистовый гасконец», которую композитор писал в расчете на него, планируя также и киноэкранизацию произведения. Причина была в том, что по сценарию две третьих спектакля герой должен быть читать стихи Ростана. Муслим Магометович был в восторге от музыки великого композитора, которую всегда высоко ценил, однако, посчитал, что стихи должны звучать в исполнении драматических актеров, и предложил записать все вокальные номера. Однако композитор полагал по-иному, и другого исполнителя не пожелал.

И всё-таки, музыка Кара Караева в исполнении Муслима Магомаева прозвучала с киноэкрана! Азербайджанское телевидение к юбилею образования СССР снимало фильм «Гимн дружбы», в который вошла одноименная оратория композитора, солист – Муслим Магомаев. Съемки для фильма проходили в Колонном Зале Дома Союзов, где и исполнялась оратория. Центральное телевидение показывало эту запись, в частности, была представлена она в популярной передаче «Музыкальный киоск», который вела Элеонора Беляева. И хотя всего лишь однажды посчастливилось увидеть-услышать, но прекрасное исполнение Муслимом Магомаевым сольной вокальной партии незабываемо!

Самому Муслиму Магометовичу заполнилось, однако, другое исполнение «Гимна дружбы»… …. В тот день должен был проходить ответственный концерт мастеров искусств Азербайджана в Кремлевском Дворце Съездов. Оратория Кара Караева занимала важное место в программе, и Муслим Магомаев должен был выступать. Но он сильно заболел, и ни о каком выходе на сцену даже не могло быть и речи. Выходить на публику, на сцену, а тем более петь с высочайшей температурой он определенно не мог. Но… не мог и не петь. Ведь это означало подвести республику… … Путь от кулис к микрофону показался ему длиной в километр…

Вокальная партия в оратории Кара Караева длится несколько минут, но сама оратория гораздо более продолжительная… оркестр… хор… Как трудно было выстоять все это время на сцене! … Путь от кулис до микрофона… показавшийся длиной в километр… Долгое вступление оркестра… хора… Сколько мужества надо, чтоб выстоять, вытерпеть и даже на мгновение не потерять сознание от высочайшей температуры! А главное, спеть! Это был настоящий подвиг! Ни один Артист не решился бы на такое! Он решился… Потому, что никогда и ни в чем не мог подвести свою страну, как по-настоящему верный и любящий сын…

Кино тогда не снимали, но шеститысячный Зал увидел и услышал только то, что он прекрасно, как всегда, прекрасно пел. Пел, как обычно, с полной самоотдачей и абсолютно не щадя себя. Свободно и легко, как поют птицы… И о том, какой ценой давалась в тот вечер «легкость», стало известно лишь много лет спустя…

Из состоявшихся фильмов с участием Певца – самый известный «ПОЁТ МУСЛИМ МАГОМАЕВ». Фильм вышел на экраны кинотеатров в 1971-году и облетел всю страну. Сотни тысяч зрителей от южных гор до северных морей по много раз посмотрели его. В любом городе демонстрация фильма становилась событием, сравнить которое можно, пожалуй, лишь только с концертами Певца. Многочисленная пресса – свидетельство огромного зрительского внимания к картине.

Тем не менее, далеко не все желающие смогли посмотреть фильм. Какой бы тираж копий не печатали кинофабрики, его не хватало, чтоб обеспечить неугасающий интерес зрителей. Кинотеатры никогда не пустовали, в каком бы повторе не шел фильм. Кинопленка, рассчитанная на определенное количестве «прогонов», начинала рваться, а кусочки пленки – обрывы, которые обычно выбрасываются, «не глядя», в данном случае становились драгоценными реликвиями. Аккуратно разрезанные по кадрику, бережно хранились они в домашних коллекциях…

Теперь фильм можно посмотреть в «цифровом формате». И для этого не нужно «ловить» его в кинотеатрах. Можно посмотреть дома, сколько угодно раз и со множеством повторов. Можно смотреть снова и снова… Но маленький кусочек кинопленки – кадрик из фильма, на котором в облике морячка – Любимый Артист, бережно укутанный в кальку, хранится и до сей поры…

Разумеется, о фильмах с участием Муслима Магомаева наш журнал постарается рассказать подробнее. О каждом фильме… А также о тех, где звучат или могли бы звучать, песни в его исполнении. А здесь - обзорная статья, и, подходя в ней к очень любимому фильму, хочется остановиться на мгновение, поблагодарить мысленно и Артиста, и Режиссера, и Небеса, что стало возможным появиться «НИЗАМИ».

Эльдар Кулиев – не однофамилец знаменитого азербайджанского композитора Тофика Кулиева, автора таких известных песен, как «Зибейда», «Доброе утро, Азербайждан», он – сын композитора, и сам известнейший режиссер, снявший целый ряд талантливых картин. В середине 80-х Эльдар Кулиев задумал снять фильм о великом Низами.

«Начало этой истории было мистическим», - рассказывает Муслим Магометович в своей книге «Любовь моя – мелодия» - «Эльдар пригласил на дачу экстрасенса. Тот вызвал дух великого поэта и просветителя Низами и спросил у него: «Кого ты, достопочтимый шейх, хотел бы видеть в роли исполнителя?» Когда назвали мое имя, тарелки на столе закрутились. После того как Эльдар рассказал мне эту невероятную историю, я спросил: - Ты это серьезно? - Как на духу. Хочешь, я тебя познакомлю с этим человеком? Были и свидетели этой сцены. Я тебя могу с ними свести. Я удивился не столько рассказу Эльдара, сколько тому, что об этой почти сверхестественной истории мне говорил человек, который отличается прямым характером и трезвым умом. К тому же, зачем ему, человеку порядочному, лукавить? Ведь можно было просто сказать: «Муслим, я хочу предложить тебе сняться в роли поэта Низами…»

Фильм снимали в конце 80-х в Азербайджане и, частично, в павильонах «Мосфильма». Дух великого Низами, явившийся режиссеру, не ошибся. Образ поэта получился удивительно цельный, потрясающе привлекательный, по-восточному утонченный, изысканный…

Вот только с озвучиванием фильма получилось «не очень складно». «Эльдар решил пощадить меня», вспоминает Муслим Магометович – «Кто знает, тот поймет, как это непросто делать без достаточного навыка: живая, пластичная речь должна точно лечь на отснятые кадры. Это как поэзия на готовую музыку, такое не каждый потянет…»

Конечно, Вячеслав Тихонов – замечательный актер, но голос разведчика Штирлица и шейха Низами, увы, не могут совпадать… Впрочем, когда смотришь фильм… несколько раз, текст запоминается, и необходимость в воспроизведении его исчезает… Динамики необходимо включить лишь тогда, когда звучат неповторимым голосом Муслима Магомаева стихи Низами на музыку Узеира Гаджибекова.

«НИЗАМИ» - фильм художественный. «ДО НОВЫХ ВСТРЕЧ, МУСЛИМ!» и «ПОЁТ МУСЛИМ МАГОМАЕВ» хотелось бы назвать документально-художественными, т.к. в них присутствуют черты обоих жанров.

Из работ телевизионных режиссеров хочется назвать фильмом «ДИАЛОГ СО ВРЕМЕНЕМ», вышедший в 1997 году в серии «ЖИЗНЬ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫХ ЛЮДЕЙ».

Возможно, «ДИАЛОГ…» является телевизионной передачей, но сюжет, пластичность действия, динамика, думаю, позволяют считать его фильмом.

В минувшем, 2006 году, сняты сразу ТРИ телевизионных фильма о Народном Артисте СССР Муслиме Магомаеве. «ПРЕРВАННОЕ МОЛЧАНИЕ» и «ЖИВАЯ ЛЕГЕНДА». О них в разделе «НОВЕЙШАЯ ИСТОРИЯ». Третий фильм, что выходит под названием «МУСЛИМ МАГОМАЕВ. СТРАСТИ ПО КОРОЛЮ», ждем со дня на день в эфире Первого канала Общественного Российского Телевидения. Анонс фильма напечатала «Российская газета» - на первой полосе, на всю страницу фотография Муслима Магометовича и Тамары Ильиничны, а также фотография и материал на «внутренней» полосе газеты. «Обложку» этого замечательного номера главной газеты страны, как «НОВОСТЬ ПЕРВОЙ ПОЛОСЫ» можно посмотреть на «СТРАНИЧКЕ РЕДАКТОРА». Кстати, «судьба» этой газеты перекликнулась с «судьбой» журнала «Спутник кинозрителя», фотография с обложки которого открывает эту страничку. Напечатав фотографию Муслима Магомаева, журнал тотчас же стал редкостью, в мгновение исчез во всех киосках страны. Бесследно «растворились» и библиотечные номера журнала…

… Узнав, что в новеньком номере «Российской газеты» напечатала на первой полосе фотография Певца, отправилась в библиотеку, посмотреть… Но… этой странички не оказалось! «Ради спортивного интереса» перелистала всю подшивку… Подшивка велась аккуратно, странички были все, абсолютно все! Все, кроме той, где фотография Муслима Магомаева…

(май 2007 года)

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru