Всего 6982319
30 дней 75890
24 часа 1405


Картинная галерея А. Шилова

Не скрою, в Московскую государственную Картинную галерею Народного художника СССР Александра Шилова привело не только желание познакомиться воочию с картинами замечательного мастера. Безусловно, он потрясающе талантливый художник, и о его картинах хотелось бы сказать очень многое, и эту прекрасную Галерею хотелось посетить давно, но как-то откладывалось за чередой иных дел… Но в тот вьюжный февральский день вспомнились слова из интервью Муслима Магометовича, напечатанного в книге Наталии Дардыкиной, вышедшей в 2004-м году…

«Его дом не храм сибарита, а любимое место для творчества и самовыражения. В передней висит большой портрет Муслима работы художника Шилова. Здесь же висят портреты Верди, Чайковского, Бетховена, выполненные Магомаевым.

- Муслим, слышала, что Вы записали почти законченный портрет, созданный Вами. Почему?

- Шилов нарисовал моему Верди глаз и сказал: «Нарисуй точно такой». Послушался – нарисовал. Вы представляете, что получилось? Я взял и всё соскоблил. И написал по-своему.

- А что Шилов?

- Он был просто в гневе.

- Знаю, поэтов, писателей, артистов, увлеченных живописью. Но у них пейзажи и натюрморты. Где учились ремеслу портретиста?

- Специально нигде. В детстве рисовал акварелькой. Маслом начал писать недавно. Первые азы мне преподавал Саша Шилов, а потом я начал действовать сам. Живописью занимаюсь в очередь с пением. Надоедает рисовать – сажусь за рояль. Что-то сочиняю…»

… Странный это был день среди необыкновенно теплой московской зимы. Ветер метался снежным вихрем, казалось, что «голова» этой вьюги-заварухи гоняется за собственным хвостом вокруг здания Манежа. Снежная круговерть была такой, что мы даже немного заблудились… Потом мне было очень смешно, что угораздило так, заблудиться в центре Москвы, на Моховой, где бывала бессчетное количество раз. Заблудиться возле здания журфака МГУ! Ну, это же надо так постараться! Впрочем, не то, чтобы заблудились, просто в снежном вихре, мечущемся по Москве, перепутала короткий путь к Знаменке, вот и пришлось покружить вокруг касс Кремлевского Дворца.

… Переступая порог красивого здания, где расположилась Галерея Александра Шилова, я ещё не знала, бывал ли здесь любимый Артист, но то особенное волнение, что охватывается каждый раз возле Колонного Зала, Кремлевского Дворца, Консерватории…, всюду, где проходили его концерты, неожиданно вспыхнуло и здесь, словно подсказывая что-то. Беломраморные колонны, красно-бордовые тона стен под голубым куполом-сводом. Я люблю этот стиль, и интерьер фойе Галереи создал вдруг удивительное ощущение комфорта и покоя. Здесь хотелось быть долго-долго, бродить по залам, рассматривая картины, думать и размышлять, вспоминая и о том, что Художник, чьи замечательные картины выставлены здесь, знаком и не раз встречался с прекрасным Певцом, написал его портрет, и даже давал ему уроки живописи…

Чуть позже на одном из спутниковых каналов телевидения доведется посмотреть передачу о творчестве Александра Шилова, и в ней художник будет говорить о том, что придает большое значение, прежде всего, рисунку… Ещё не зная об этом, в самом первом зале Галереи обращаю внимание, что рисунки Художника выполнены на самой высокой высоте мастерства. Карандашные наброски представленные, как самостоятельные экспонаты, талантливы и прекрасны.

… Среди множества лиц – очень знакомое. «Детский доктор Рошаль» - картина 1981 года в какой-то степени уже история, но свет доброты этого удивительного человека – ее героя – совершенно не изменился с годами. И становится ещё теплее на душе от того, что удивительный доктор этот – давний и добрый приятель Любимого Артиста…

… «Красково». Первый этюд маслом, 1957-й год… Вот и такие мастера, как Александр Шилов начинали с неуверенных ещё мазков. Смотрю на этот рисунок и с улыбкой думаю, что Муслим Магометович оказался удивительно способным, талантливым «учеником», и даже самые первые его работы маслом смотрятся абсолютно профессионально по технике исполнения, а тончайший изысканный вкус поднимает их на самый высокий уровень. И по какой-то странной ассоциации мне вспоминается «Рассвет на Каспии» . К сожалению, эту картину Муслима Магометовича видела только на видеозаписи и, вряд ли, когда-нибудь в подлиннике увижу ее, но удивительным образом представились вдруг все краски на ней – легкие прикосновения кисти, и даже структура холста. Быть может, ассоциация возникла оттого, что «Рассвет» - первое большое полотно, написанное Певцом. Умение включить сердце, вложить в произведение душу, этот особенный дар, видимо, он не только в Музыке, он – во всём, к чему прикасаются его талантливые руки…

А вот и «Николина Гора»! Муслим Магометович творчески «пошутил» однажды на тему этой картины, написав ночной пейзаж. Я очень люблю этот его рисунок. Он словно рождественская открытка. Никогда бы не подумала, что человек, родившийся вдалеке от зимних красот, снег впервые увидевший лишь посредине детства, когда ехали вместе с мамой в Вышний Волочек, в общем, очень южный человек, истинный Бакинец, сможет так почувствовать зиму, передать красками, рисунком так, что зима зазвучит на его картине хрустом снежного наста, тихим потрескиванием искр, вылетающих время от времени из печной трубы, какими-то особенными, загадочными шорохами ночи, плывущей над укутанной снегом землей, быть может, шорохами далёких звёздных миров… Надолго останавливаюсь возле картины «Вдвоем»… Позже узнаю ее историю… Пес – единственное родное существо на свете. Конечно, бывает и так, но порой люди даже не знают, что кто-то думает о них, думает всегда, ночью и днем, всегда помнит и очень любит…

Множество портретов известных людей, в которых герои картин отрываются совершенно по-новому, так, как видит их художник. Портрет Тамары Ильиничны! Хочется вновь и вновь возвращаться в этот небольшой, очень уютный 7-й зал, стоять подолгу. Дата на портрете – 6 июля 1999 год. День рождения Тамары Ильиничны!

… Красивая мраморная лестница из фойе поднимается ввысь, и по всей длине ее, вдоль стен фотографии… фотографии… фотографии… Открытие Галереи… Знатные гости... Это было 30 июня 2003 года. Похоже, что все самые известные люди страны присутствовали на открытии. Вот фотография… На ней огромное количество гостей в знакомом теперь фойе, где беломраморные колонны, красно-бордовые тона стен под бирюзовым сводом-куполом. Муслим Магометович – в центре снимка, и множество фоторепортеров вокруг.

К сожалению, гости, перемешаясь, все время заслоняют друг друга, и фотографу не удается полностью поймать в кадр того, кого явно хочет сфотографировать он. А вот, наконец, фотография, «встречу» с которой подсказывало сердце!... Значит, не ошиблось оно, когда замерло в волнение у входа в Галерею также, как это бывает возле Колонного Зала, Кремлевского Дворца, Консерватории, Зала имени Чайковского – везде и всюду, где бывал Любимый Артист, и где, словно навсегда остался удивительный свет, будто отблеск посетивших эти здания ТАЛАНТА и КРАСОТЫ.

На снимке: Фото из Картинной Галереи Александра Шилова.

 
       
Rambler Top100 Рейтинг@Mail.ru